VistaNews.ru


Развод по-русски: Правительство России устраивает прединфляционную истерику ради нефтекомпаний

16-02-2019, 21:16

В ближайшее время россияне станут свидетелями экономического парадокса. Цены на бензин вырастут в пределах шести процентов, несмотря на избыток в стране «черного золота».

На днях вице-премьер Дмитрий Козак сообщил о грядущем повышении цен на бензин, пообещав при этом, что рост цен будет не выше верхней запланированной границы инфляции. По словам чиновника, в России действуют отличные от мировой экономики механизмы, поэтому если в других странах избыток чего-либо неизбежно приведет к снижению цены на этот ресурс, то в России снизить стоимость бензина не удастся, но зато не придется искусственно сдерживать рост цен и заключать с нефтяными компаниями соглашения – и так выше инфляции не прыгнут.

Ситуация выглядит немного странной, отмечают эксперты. Когда осень 2018 правительству пришлось заниматься регулированием цен российская экономика вполне подчинялась законом рыночной торговли. Нефтепромышленному комплексу было выгоднее экспортировать сырье, поэтому в России образовался краткосрочный дефицит и чиновникам пришлось договариваться с бизнесом о временном снижении поставок заграницу, угрожая повысить пошлины, но сейчас топлива в стране в избытке, а цены снизить нельзя.

Как объяснил сам Козак, в России действуют особенные «рыночные механизмы», которые исключают снижение цен. Какие такое механизмы действуют внутри государства и как это может соотноситься с законами рынка вице-премьер не объяснил, но зато он назвал предельные цифры роста цен на топливо, которые не должны превысить 5-6%, то есть как бы намекнул трейдерам, что с марта уже пора поднимать цены.

Проанализировав сказанное можно сделать вывод, что опустить цены политики не могут, а вот поднять запросто. При этом, даже если цены на сырье продолжат падать по объективным причинам, конечный потребитель меньше платить не станет.

Возможно, парадокс связан с тем, что чиновники не могут договориться между собой и до сих пор не пришли к единому мнению о последствиях манипуляций в налогово-бюджетных вопросах в топливно-энергетической отрасли или же это просто такой «развод по-русски» для одурачивания рядовых граждан. Очень понятную мысль сформулировал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Он убежден, что российская экономика поведет себя также как и в любой другой стране с рыночной экономикой: запасы горючего достаточно велики, чтобы увеличение поставок на внутренний рынок стабилизировали и даже снизили цены, тем более что потенциал для регулирования ценообразования есть.

Споры чиновников заставляют независимых экспертов делать неутешительные прогнозы. Ситуация может значительно ухудшиться не только для владельцев авто, но и для смежных отраслей. Больнее всего рост цен на топливо ударит по авиаперевозчикам, которым в этом году правительство не собирается компенсировать стоимость авиационного керосина. Перед авиакомпаниями станет выбор: повышать стоимость перелета или терпеть убытки, но в итоге крах неизбежен, так высокая стоимость билета приведет к снижению пассажиропотока, что также приведет к банкротству.

На фоне отказа в субсидировании авиаперевозчиков очень странно выглядит решение правительства выдать нефтяникам компенсацию, за сохранение стабильных цен в случае роста биржевых котировок на нефть, причем сумма компенсации почти в десять раз превышает запрошенную авиакомпаниями субсидию. Эксперты опасаются, что правительство России намеренно устраивает прединфляционную истерику ради нефтекомпаний. Они создают благоприятную почву для роста цен, но при этом пытаются сохранить видимость контроля над нефтяными гигантами.

Эксперты считают, что такие реверансы чиновников в сторону представителей крупного бизнеса неизбежно приведут к тому, что на АЗС появится ценники на уровне европейских. Нетрудно предсказать, что произойдет с ценами на товары и услуги, когда цена за литр бензина достигнет 75 рублей (1 евро).

Подписаться:

Поделиться:





Рекомендуем