VistaNews.ru


Роторный ВАЗ – чекистам в самый раз: Как в СССР «Копейку» для КГБ подготавливали

6-05-2020, 22:00

Советским автолюбителям эта модель «не зашла», а вот спецслужбы разработку оценили.

Модель получила имя ВАЗ-21018, а её создание стало закономерным итогом популярности роторных силовых агрегатов в далёких 70-х годах прошедшего столетья. По всему миру видные автомобильные бренды пытались экспериментировать с нетипичным двигателем, но получалось это далеко не у всех.

И казалось, что Тольяттинский автозавод пополнит список компаний, которым не удалось добиться желаемого: ВАЗ-21018, которую выпустили в 1974 году, оснастили роторной силовой установкой ВАЗ-311, которая выдавала до 70 лошадиных сил. Однако в конструкции «Копейки» с роторно-поршневым мотором хватало недоработок, которые поставили на проекте крест.

Двигатели могли отказать в любой момент, а если нет, то дефективная работа роторного мотора всё равно вызывала у водителей «жжение пониже спины». В результате, на всех ВАЗ-21018, которые успели продать советским автомобилистам, был произведён «свап» двигателя на стоковый, принадлежащий обыкновенной «Копейке». Конструкторов ВАЗ повально увольняли, конструкторское бюро ограничили в финансировании – на этом бы всё и закончилось, пока в ситуацию не вмешались чекисты.

В начале 1980-х годов конструкция ВАЗ-21018 заинтересовала технических специалистов КГБ, ведь компоновка «Копейки» позволяла оснастить седан двигателем аж на 140 лошадиных сил. Впрочем, пределом для чекистов стал роторно-поршневой двигатель 120 «лошадок», который получил название ВАЗ-21019 – причём проект оказался настолько засекреченным, что простые советские граждане понятия не имели о том, что рядом с ними в потоке может ехать не привычный маломощный ВАЗ-2101, а «заряженный» автомобиль со 120 л.с. под капотом.

Роторный ВАЗ подошёл чекистам в самый раз – подготовка «Копейки» для КГБ позволила ведомству снизить затраты на автомобили, а Тольяттинский автозавод на стыке 70-80х годов получил довольно крупного, хоть и неожиданного клиента.

Подписаться:

Поделиться: